Ключевые позиции Федерального закона 248 от 30.07.2020 г.
В рамках Недели безопасности населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в целях обсуждения актуальных вопросов соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ярославлю УНД и ПР ГУ МЧС России по ЯО информирует:
С 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Исключение составят отдельные положения, для которых определены другие даты.
Новые нормы документа позволят продолжить реализацию механизма «регуляторной гильотины» (реформа контрольно-надзорной деятельности), снизив административное давление на бизнес.
Особое внимание в данном Федеральном законе обращено на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий (ст. 8 Федерального закона №248-ФЗ).
Таким образом, акцент с проверок смещается на профилактику и предупреждение нарушений.
Законом закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены:
- - информирование
- Размещение на официальном сайте министерства, в сети «Интернет» текстов НПА, регулирующих осуществление государственного, муниципального контроля, и внесенных в них изменений, перечень обязательных изменений, проверочные листы, руководства по соблюдению обязательных требований (ст. 46 Федерального закона №248-ФЗ);
- - обобщение правоприменительной практики
- Документ, который разрабатывается контрольно-надзорными органами и представляет собой анализ типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений(ст. 47 Федерального закона №248-ФЗ);
- - меры стимулирования добросовестности
- Под мерами стимулирования добросовестности подразумеваются мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.
Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц, в том числе виды мер стимулирования добросовестности, устанавливается положением о виде контроля. Здесь следует отметить, что типовые положения о видах контроля будут разработаны на федеральном уровне. Поэтому пока вопрос по мерам стимулирования добросовестности остается открытым(ст. 48 Федерального закона №248-ФЗ); - - объявление предостережения
- Законом определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований.Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий(ст. 49 Федерального закона №248-ФЗ);
- - осуществление консультирования
- Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля(ст. 50 Федерального закона №248-ФЗ);
- - самообследование
- Будет осуществляться в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет". Подразумевается, что контролируемое лицо с помощью специального информационного продукта сможет самостоятельно определить уровень соблюдения обязательных требований. В случае, если оценка будет высокой, подконтрольный субъект вправе сообщить о соблюдении обязательных требований.
На сегодняшний день пока система, в которой данное профилактическое мероприятие возможно осуществить, отсутствует. Создание такой системы предусмотрено также Стандартом информатизации КНД Минцифры России(ст. 51 Федерального закона №248-ФЗ); - - профилактический визит
- Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования ВКС. В ходе профилактического визита инспектор информирует подконтрольный субъект об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.
Контрольно-надзорные органы должны предложить провести профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Вместе с тем, согласно Закону контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита.
При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Следует подчеркнуть, что участие в профилактических мероприятиях - это право, а не обязанность контролируемых лиц. Все профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе(ст. 52 Федерального закона №248-ФЗ);
Меняется и сам подход к проведению проверок. Так, в Законе детально прописана процедура их проведения, регламентируются надзорные мероприятия. Вводится разграничение видов контроля.
Так к привычным форматам (выездная и документарная проверка) - добавляются новые формы контрольно-надзорных мероприятий, такие как:
- - инспекционный визит
- Проводится путем взаимодействия на объекте надзора с конкретным контролируемым лицом (владельцем, пользователем) без предварительного его уведомления. При этом последние обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Срок проведения не может превышать один рабочий день.
- - выборочный контроль
- Отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству. Срок проведения определяется периодом времени, в течении которого обычно проводится изъятие проб (образцов)и необходимые экспертизы.
- - рейдовый осмотр
- Мероприятие, проводимое в целях оценки совершения действий неограниченного круга контролируемых лиц на определенной территории. Рейдовый осмотр может проводиться в форме межведомственного контрольного мероприятия. Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Срок проведения не может превышать один рабочий день.
- - визуальное обследование
- Проводится визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований по месту нахождения общедоступного объекта надзора без взаимодействия с контролируемым лицом и его информирования. Срок проведения не может превышать один рабочий день.
Также важно обратить внимание на то, что с 01 июля 2021 года срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (ч. 7 ст. 72, ч. 7 ст. 73 Федерального Закона № 248-ФЗ).
Однако также следует обратить внимание на то, что плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утверждённому в соответствии с Федеральным Законом № 294-ФЗ, а организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершённых на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.
В рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» (реформа контрольно-надзорной деятельности) Правительством Российской Федерации и МЧС России ведется активная работа по актуализации и сокращению числа нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности.
Было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 №1034 «О признании утративших силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлению федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации», в соответствии с которым признаны недействительными 128 нормативно-правовых актов.
Так в целях реализации Федерального закона №248-ФЗ в октябре 2020 года были внесены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (постановление Правительства РФ от 12.10.2020 №1162) в части отнесения объектов защиты к определенной категории риска.
В соответствии с чем, отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется на основании индекса индивидуализации подконтрольного лица определяемого для каждого поднадзорного объекта (п.13 Правительства РФ от 12.10.2020 №1162) и базового показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожара (п.8 Правительства РФ от 12.10.2020 №1162).
Также дополнительно напоминаем, что с 01 января 2021 года вступили в силу Новые правила противопожарного режима в Российской Федерации(утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479), они пришли на смену ранее действующим Правилам противопожарного режима в Российской Федерации(утвержденных Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).
Новые Правила, по сравнению со старыми требованиями, значительно расширены и конкретизированы, так например, в новых Правилах добавлены 2 раздела:
- раздел XXIII «Применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения»;
- раздел XXIV «Применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях».
Также значительные изменения претерпела и структура приложений (приложение №4 теперь содержит требования к Порядку использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов, вместо требований к форме наряда-допуска на выполнение огневых работ).