Интервью с Ольгой Приходько - студенткой физического факультета ЯрГУ, участницей фотоконкурса в номинации «Микромир», проходящего в рамках фестиваля "Искусство науки - 2011".
Источник: «Наука и технологии России — STRF.ru»
Пульс фестиваля: Ольга Приходько. Твёрдой поступью к наноарту
Героем пятого выпуска информационный ленты «Пульс фестиваля» стала Ольга Приходько, студентка-физик из Ярославля, старший лаборант Ярославского филиала ФТИАН. Помимо занятий фундаментальной наукой Ольга увлекается танцами, любит готовить и фотографировать.
На конкурс Ольга представила работы в жанре наноарта.
- Для Вас фотография, прежде всего, - это увлечение, инструмент для научной работы или самостоятельная художественная область?
Прежде всего, для меня это работа, точнее, задания научного руководителя, которые меня неожиданно увлекли и дали возможность применить творческие способности, выйти за рамки привычного. Кроме того, работая над заданием А.С. Рудого, заведующего кафедрой микроэлектроники ЯрГУ, я овладела техникой работы в Photoshop. Скажу по секрету, это был мой первый опыт художественной обработки изображений. Меня всегда увлекал дизайн – это была бы моя профессия, если бы не получилось с физикой.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о конкурсных фотографиях. Для чего и как они были сделаны?
Дело в том, что мы планировали к грядущему 200-летнему юбилею нашего Университета печатать открытки и плакаты. Долго думали, как их оформить, и мой научный руководитель, А.С. Рудый, предложил сделать серию работ в направлении наноарт. Мы решили попробовать: отобрали снимки и попытались взглянуть на них творчески: выделить в изображении некоторую идею и подчеркнуть ее с помощью последующей графической обработки. В целом, все эти снимки можно считать плодом коллективной работы, поскольку на разных этапах мне помогали В.В. Наумов и А.Б. Чурилов.
Всего у нас получилось около 30 обработанных фотографий, 10 из них я отправила на ваш конкурс. Эти работы в жанре наноарта стали нашим творческим подарком Ярославскому университету к его двухсотлетнему юбилею.
Добавлю, что мы создали специальную виртуальную галерею, и на наше творчество обратили внимание ученые, студенты, пресса.
Что касается технической стороны, то фотографии получены на сканирующем растровом электронном микроскопе Supra 40, в процессе текущей работы ЦКП ДМПС. Процесс съемки на микроскопе иной, нежели с помощью фотоаппарата. Здесь вместо световых лучей используются пучки электронов, ускоренных до больших энергий в условиях глубокого вакуума. В результате последующей художественной обработки (в программе Adobe Photoshop ) получаются уже не просто снимки, а объекты наноарта, одного из направлений визуального искусства, в настоящее время достаточно известного.
- Как соотносятся, по-Вашему, искусство и наука? Какой может быть роль искусства в развитии науки?
На мой взгляд, наука и есть искусство, вопрос только в том, как это преподнести. В данном случае фотографии, представленные мной на конкурс «Наука – это красиво!», являются наглядным и очень ярким воплощением результатов научной деятельности.
- Теоретик science art Дмитрий Булатов в одном из своих выступлений заявил, что роль искусства в науке не должна сводиться к исполнению иллюстративной функции, по его мнению, искусство может быть эвристическим способом выхода за границы, обозначенные наукой. Согласны ли Вы с такой интерпретацией взаимоотношений искусства и науки?
Думаю, что у искусства не может быть только одна иллюстративная функция. Сведя все к иллюстрации, мы недооцениваем креативный потенциал науки. Что касается эвристики, то я полностью согласна с позицией Дмитрия Булатова.
- Важна ли для науки визуализация? Нуждается ли сейчас российская наука в профессиональной визуализации?
Да, визуализация очень важна для науки. Это необходимо хотя бы для понимания широкими слоями населения того, какие существуют направления в современной науке, также это способствовало бы привлечению молодых людей в науку. Многие люди, не занимающиеся наукой, слабо понимают, что есть наука и что делают учёные. Надеюсь, Россия не будет отставать от зарубежных стран в развитии этой отрасли.
- По мере усложнения научного знания растет число людей, слабо ориентирующихся в науке и технике, а тем самым, и в окружающем их мире. Не приведет ли этот разрыв между учёными и потребителями научной и технологической продукции к новой мифологизации природы и техники?
Мне кажется, что разрыв был, есть и будет всегда. Всегда были специалисты и неспециалисты, это детерминировано скоростью появления новых открытий и изобретений в науке и технике. Другое дело, что к новой мифологизации, которая бы тормозила развитие науки и техники из-за своего неправдоподобного взгляда на них, это, на мой взгляд, не приведет.